В диалоге с НКО

ВРОО "Центр Подготовки Спасателей"

ВРОО "Центр Подготовки Спасателей"

Владимирский клуб «Спасатель» — это сообщество неравнодушных, которые очень хотят сделать жизнь граждан в нашем регионе безопаснее и добрее. Для этого объединились спасатели, врачи, учителя, военнослужащие, студенты и просто неравнодушные люди. Сегодня мы взяли интервью у Климовой Алевтины Сергеевны – руководитель Владимирской региональной общественной организации содействия охране жизни и здоровья людей «Клуб «Спасатель».

«Алевтина Сергеевна, расскажите про проекты вашей организации»
«Прекрасной студенческой инициативой был проект «Стоп инсульт», успешно реализованный в 2019 году. Более 1 200 школьников и студентов узнали об опасности инсульта, научились определять признаки инсульта и оказывать пострадавшим первую помощь. Нашим звездным, самым большим и любимым проектом стал проект «Прививка безопасности», трижды поддержанный Фондом президентских грантов в 2022–2023 годах. За это время проект расширялся и углублялся, совершенствовались методики проведения занятий с детьми и их родителями. Проект «Прививка безопасности» направлен на снижение детского травматизма путем проведения занятий с детьми 6–10 лет города Владимира, обучение родителей навыкам оказания первой помощи, разработки и распространения в образовательных учреждениях методической основы для педагогов по обучению детей безопасному поведению (в быту и на отдыхе). Таким образом, мы охватили всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги. В нашем регионе по статистике большая часть смертельного травматизма детей приходится на ДТП, утопления и пожары. Мы в числе худших регионов по детскому травматизму на дорогах и на водоемах. Из открытых источников мы видим вопиющие примеры несчастных случаев с малолетними детьми: дети выпадают из окон, тонут дома в ванной, погибают от упавшей мебели. Имеются примеры неправильного поведения на пожаре, повлекшие гибель людей, в том числе детей. Дети дошкольного возраста находятся под тотальным контролем взрослых, наблюдается тенденция гиперопеки со стороны родителей. Когда ребенок переходит в статус школьника, проблема лишь усугубляется. Тотальный контроль со стороны родителей уже невозможен, детям разрешены самостоятельные прогулки и перемещения по городу, некоторых даже оставляют дома за старшего, доверив присмотр за младшим ребенком. Но ведь из-за маленького жизненного опыта ребенок еще не умеет действовать в нештатных ситуациях. При этом программой ФГОС дошкольного образования не предусмотрено формирование культуры безопасного поведения у дошкольников. В младшей школе нет предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», вопросы безопасности интегрированы в предмет «Окружающий мир». Некоторые вопросы освещаются в рамках месячников и тематических недель безопасности (тонкий лед, каникулы, пожарная безопасность и безопасность дорожного движения). А такие важнейшие темы как «ребенок потерялся (в городе, в транспорте, в лесу)», «Общение с незнакомцем», «Первая помощь» вообще отсутствуют! Это был вызов—усилиями специалистов подготовить пособие для педагогов для самостоятельного проведения ими занятий по безопасности с детьми, а также сформировать базу учебных материалов в электронном виде (мультфильмов, интерактивных игр, квестов и проч.) и распространить их через региональное Министерство образования в подведомственные образовательные учреждения (садики, школы, кружки).

«В чем заключалась ваша работа в этом проекте?»
«За время работы инструкторы Центра подготовки спасателей собрали множество историй: смешные и грустные, но все очень поучительные. Так на примере историй, которые произошли в нашем регионе и не только, участниками которых стали дети и взрослые, мы разбираем правила безопасности. Учим детей видеть опасности и уметь их избегать. Учим правильно пожарной безопасности (под которым надо проползать) и дверью на занятиях «Один дома» (когда мы учимся отвечать незнакомцам на просьбу открыть дверь). Помимо распространения материалов в электронном виде мы передавали методику «из рук в руки» на открытых уроках и мастер классах не только педагогам, но и студентам дошкольного и начального образования, которые также испытывают «методический голод» по некоторым темам, не охваченных программой. Понимая, что мы не сможем зайти в каждую семью, мы изготовили и разместили в эфире регионального телеканала серию просветительских видеороликов «Дети в безопасности». Волонтеры Центра принимали участие в родительских собраниях, проводили интерактивные беседы с целью информирования о возможных опасностях, способах их устранения, рекомендаций по созданию безопасной среды в повседневной жизни. Мы распространяли в родительских чатах разработанные памятки для родителей по всем темам детской безопасности: что, как и когда говорить, какие примеры привести, что почитать и посмотреть, как проверить свой дом (двор, дорогу в сад и школу) на опасности.»

«Какой эффект вы видели?»
«По результатам опроса также подтвердились и многолетние наблюдения команды проекта в том, что родители на практике не умеют оказывать первую помощь, 72% родителей признались в этом. 9 из 10 родителей поступят неправильно, если ребенок ошпарит палец кипятком! 8 из 10 родителей будут действовать неправильно, если ребенок поперхнется за едой! Только 1 из 10 родителей знает, в каких случаях и как проводится сердечно-легочная реанимация. Радует, что 83% хотели бы пройти бесплатное обучение навыкам оказания первой помощи. Только негде. Курсы первой помощи детям вовсе отсутствуют даже в областном центре! Все перечисленное утвердило команду проекта в организации бесплатных курсов первой помощи детям, посетить которые может любой желающий. Мы закупили современные тренажеры— симуляторы для отработки практических навыков проведения базовой сердечно-легочной реанимации и удаления инородного тела из верхних дыхательных путей (младенца, ребенка 5–8 лет, подростка). Датчики обратной связи помогают контролировать правильной отрабатываемого навыка и оценивать эффективность действий в целом. Уникальность курса в том, что родители могут приходить на занятия вместе с детьми. Материал дается в доступной для их возраста форме. Родители, прошедшие обучение, убеждаются, что оказание первой помощи это просто, что жизнеспасающие навыки выполняются «голыми руками», что для спасения жизни не требуется много и долго учиться. У них повышается уверенность в своих знаниях и действиях по оказанию первой помощи. И желание ими поделиться со своими родственниками, друзьями, коллегами по работе.» А дети, дети просто очень ждали наших занятий и не хотели отпускать, ведь мы играли, рисовали, смотрели мультики, слушали правдивые поучительные истории обязательно с хорошим концом. В каждом занятии была какая-то изюминка чтобы раскрыть тему, сделать ее актуальной и интересной для ребят. Как приятно было потом слышать от родителей, что после наших занятий дети стали настоящими экспертами по безопасности. «Яйца курицу учат»— смеялись они, рассказывая, как дети делали им замечания и делились полученными знаниями.»

«Так же у вас есть проект «Сурдо-первая помощь», расскажите про него»
«Да, проект реализован за счёт субсидии Министерства внутренней политики. Наш проект длился почти полгода. Мы провели 10 занятий в разных городах Владимирской области, обучили 145 человек с нарушениями слуха. Впечатлений масса, мы сами многому научились у глухих людей. Проект мотивировал нас продолжать и придумывать методики работы с людьми, у которых другие формы инвалидности»

Деятельность Центра спасателей имеет важное значение для обеспечения безопасности и оказания помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях. Профессионализм и слаженная работа спасателей не раз доказывали свою эффективность при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других происшествий. Только сообща мы сможем повысить уровень готовности к чрезвычайным ситуациям и обеспечить надежную защиту граждан. Давайте ценить и поддерживать работу наших спасателей!
Made on
Tilda